Главная » Новости Казахстана » «Шелковый путь» казахской степи

«Шелковый путь» казахской степи

26 февраля 2014 - Команда ekibastuz.kz
«Шелковый путь» казахской степи

 По случаю 165-летия основания Кояндинской ярмарки.

В начале XXI века вопрос организации торговых центров (ярмарок) в отдаленных районах России был составным необходимым вопросом более широкой исторической проблемы — развития внутреннего рынка. Исходя из этой важной проблемы, правительство России стало больше внимания уделять ярмарочной торговле в Западной Сибири (куда в административном порядке входила территория нынешних северных областей Казахстана).

Численность сельского хозяйства здесь за 1795-1845 год возросла быстрее численности городского, а уровень промышленности оставался в этот период значительно ниже производства Европейской России, поэтому без постоянного привоза товаров в Сибирь невозможно было удовлетворить потребности населения в различных товарах промышленного характера. Западно-Сибирская промышленность осуществляла в основном первичную переработку минерального и сельскохозяйственного сырья, характерную для колониального хозяйства. Значит, хозяйство казахской степи выступало сырьевым придатком России, при этом следует подчеркнуть, что в казахской степи успешно развивалось скотоводство, отличавшееся высокой товарностью. В частной собственности у многих богатых казахов Акмолинского, Каркаралинского, Кокшетауского и Баянаульского внешних округов было свыше 10 тысяч голов лошадей. Например, в Баянаульском округе Азнабай Акмырзаулы имел 18000 лошадей. В Казахской степи выделялся Каркалинский округ по коневодству и Кокшетау — Акмолинск — Каркаралинск — Аягуз — Чубучак — Кульджар — Урумчи.
15 мая 1848 года Варнава с товарными делает привал недалеко от Каркаралинска и располагается на левом берегу одной небольшой реки, называемой Талды, которая впадает в соленое озеро Карасор. Широкая долина этой речки окаймлена высокими горами (абсолютная высота — 569 метров) под названием Коянды. Дословный перевод оронима «Коянды» — это место, изобилующее зайцами. Вдумчиво осмотрев долину речки, Варнава приходит к заключению, что эта местность достаточно благоприятна для торговли с местными казахами. И здесь он незамедлительно стал скупать скот на обмен за мануфактурные, бакалейные и прочие китайские товары. По результатам этой торговли он получает значительный барыш. В следующем году на этой местности появились новые покупатели. Так родилась некогда знаменитая Кояндинская ярмарка, на которую ежегодно между 25 мая и 29 июня стекались жители Центрального Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии и Западного Китая.
Со второй половины XIX века из года в год появилась тенденция роста оборотов Кояндинской ярмарки. Об этом на странице 186 «Памятной книжки Семипалатинской области на 1897 год» записано: «… несмотря на сильный падёж скота в 1855-1862 гг., обороты Кояндинской ярмарки росли и к 1869 году достигли почтенной цифры — свыше полумиллиона рублей».
Развитию деятельности Кояндинского торга, несомненно, послужили следующие факторы:
1. Развитие горнозаводской промышленности в местности, близкой к урочищу Коянды. Так, в первой половине XIX века были открыты ряд рудных и угольных месторождений, на базе которых были построены такие металлургические заводы, как Александровский свинцово-серебряно-медный (1849 г.), Иоанно-Предтеченский медеплавильный (1859 г.) в Баянаульском округе; Благодатно-Степановский свинцово-серебряно-медный (1854 г.), Богословский медно-свинцовый (1857 г.), Николаевский медеплавильный (1859 г.), Спасский медеплавильный (1859 г.) в Каркаралинском округе.
2. Кочевой образ жизни казахов. Естественно, в таких условиях скотоводам-кочевникам было проблемно торговать. Ярмарочная форма торговли была для них довольно выгодной, поскольку она устраивалась в определенном месте и в определенное время. Вот почему степняки-казахи с нетерпением ждали лета и готовились к участию в ярмарке, чтобы сбыть свой скот и приобрести необходимые товары.
3. Содействие Правительства России развитию степной торговли, выразившееся Кульджинским трактатом в 1851 г., разрешением беспошлинного ввоза хлеба в Казахские степи через Западно-Сибирские таможни и отменой в 1867 г. пошлин с отпускных товаров по всей азиатской границе.
В 1869 г. кояндинское торговое место по представлению начальника Каркаралинского уезда штаб-капитана Тихонова приказом военного губернатора Семипалатинской губернии Полторацкого утверждается ярмаркой II разряда. И в этом же году 12 сентября эту ярмарку генерал-губернатор Западной Сибири А. Л. Хрущов своим приказом в честь её основателя называет «Ботовская ярмарка» и утверждает время её проведения с 15 июня по 15 июля. Однако в Казахской историографии она называется двояко: «Ботово-Кояндинская» и просто «Кояндинская».
В 1871 г. по приказу генерал-губернатора Хрущова возле Кояндинской ярмарки выделяется 55 км2 земли для пастбища проданного и непроданного скота. Начиная с 1875 г. здесь развернулось строительство торговых рядов. В 1876 г. было организовано 16 магазинов и 120 юрт, а в 1883 г. их стало, соответственно, 110 и 205. В 1885 г. на Кояндинской ярмарке были открыты почтовые отделения, в 1889 году — телеграф, в 1894 году — государственный банк. В начале 2 половины XIX века на этой ярмарке преобладала численность русских и татарских купцов, а в конце века значительно возросла численность казахских богачей, продающих скот и продукцию животноводства. С 1882 г. Кояндинская ярмарка работала между 1 июня и 1 июля. В тот год её годовой оборот составил 1,5 млн, а к конце XIX в. 2 млн рублей и она стала ярмаркой первого разряда. Так, в 1902 году около 50% оборота (составлявшего 2 млн. 773 тыс. рублей) составила прибыль от продажи скота и продукции животноводства.
Работой Кояндинской ярмарки управлял ярмарочный комитет, куда входили представители администрации ярмарки и купцов. Основными предметами торговли на Кояндинской ярмарке были скот, скотоводческое сырье и текстильные товары, преимущественно российские. Однако немаловажное значение стала приобретать продажа хлеба. Объемы торговли хлебом с 1884 по 1908 гг. выросли более, чем в 2 раза и было продано хлеба 402 тонны на сумму 25500 рублей. Мука и зерновой хлеб привозился на ярмарку из Павлодара, Семипалатинска и Акмолинска.
В конце XIX века в Семипалатинской области имелось 8 крупных ярмарок (самая крупная — Кояндинская) и 18 мелких, продолжавшихся не более 14 дней, из них Покровская (IV разряда) в станице Баянаул с 1 по 7 октября. К 1900 году Кояндинская ярмарка занимала в долине Талды территорию 11 км в длину и 5 км в ширину. В конце XIX в. возле ярмарки на склоне горы Токпан был построен пикет Коянды, расположенный на Павлодар-Каркаралинском тракте. На этом тракте, начиная с Павлодара, были расположены 10 пикетов: Калкаман, Жаманкуз, Кайдауыл, Шакшан, Карасор, потом через станицы Баянаул пикет Сарытау, Белагаш, Жельтау, Коянды, Сиырлы и Каркаралинск. На Кояндинской ярмарке были построены здание суда, жилые дома, трактир, а также молитвенный дом для казахов и небольшая часовня для христиан.
Для ускорения оборотов ярмарочной торговли в Западной Сибири действовало множество посредников, часть которых занималась скупкой скота и сельскохозяйственных продуктов, другие — продажей промышленных изделий. Такие посредники выполняли функции мобилизации и рассредоточения товаров непосредственно среди основной массы производителей. Существовало несколько (видов) посредников:
1. Базар-башы, служащие в качестве приказчиков у русских и среднеазиатских купцов,
2. Маклаки, или просолы — посредники в торговых отделах, на ярмарках и базарах.
3. Алпысатары — перекупщики скота, а также различных видов скотоводческого сырья;
4. Саудагеры — торговцы, занимающиеся развозкой различных товаров по степи.
Маклаки (просолы) эксплуатировали рядовых кочевников, наживаясь на разнице цен как скупаемых, так и продаваемых ими товаров. При этом торговые операции местных посредников тесно смыкались с ростовщичеством, что обеспечивало господство торгово-ростовщического капитала в казахском ауле.
Здесь же следует сказать и о неэквивалентном характере сделок. Казахи-скотоводы имели лишь приблизительное представление об истинной цене на товары российских купцов и почти за бесценок отдавали скот и продукцию животноводческого хозяйства. Мерилом стоимости в торговой жизни казахов являлся баран, курс которого повышался и понижался соответственно урожайности хлеба и степени спроса.
Обычно за 6 пудов проса или 4 пуда пшеницы обменивали 1 барана, а цена одного барана во второй половине XIX века в некоторых базарах колебалась от 1.5 до 2 рублей. В 1910 году цена одного барана на Кояндинской ярмарке была равна 5 рублям. Казахи же на одного барана брали в 2 раза меньше его действительной стоимости. В то время среди казахов по советам аксакалов был установлен такой примерный эквивалент: одна лошадь приравнивалась: 3 коровы, 10 овец и 2 верблюда.
Торговые помещения в Кояндинской ярмарке размещались в 4 длинных ряда. В двух центральных торговали мануфактурной продукцией, чаем и другими товарами купцы крупнейших торгово-промышленных районов центральной России и Сибирские купцы, а в соседних — казахские, среднеазиатские и китайские купцы. Здесь торговали шелками, коврами, восточными сладостями, хлебом и кумысом. Отдельно от торговых рядов находился «чиновничий квартал». Здесь были дома В. С. Ботова, А. С. Рязанцева, размещались ярмарочный комитет, полицейские участки, почта, телеграф, государственный банк, отделение российского банка внешней торговли, медицинские и ветеринарные отделения и различные другие конторы.
Во второй половине XIX в. Кояндинскую ярмарку посещали: знаменитый народный композитор кюйши Таттимбет Казангапулы, полковник, старший султан Баянаульского округа Муса Шорманов, известный певец, народный композитор Ахан Сери, великий Абай Кунанбаев и прославленный борец, народный композитор Балуан Шолак. 

В 1913 г. оборот Кояндинской ярмарки уже приблизился к 7 млн рублей и она входила в число 5 наиболее крупных центров торговли в Казахстане. В 1914 г. в связи с началом первой мировой войны торговля в Кояндинской ярмарке значительно сократилась, а во время гражданской войны прекратились совсем. Торговля в ней возобновилась в 1923 г. С этого года здесь начали проводить и культурные мероприятия. Оживленно работал вновь отремонтированный народный дом, где был поставлен ряд спектаклей на казахском языке. Особенно большое внимание местного населения привлекали громкоговорители, расположенные на разных концах ярмарки, был установлен радиоприемник, слушали не только Новосибирск, но и Москву. Работал медицинский пункт, суточная посещаемость которого доходила в среднем до 200 человек. Врачи проводили беседы по различным вопросам здравоохранения. Ряд докладов сделан по ветеринарии, прочитаны лекции по юридическим вопросам, велась культурно-просветительская работа среди женщин.
В 1925 году редакция семипалатинской газеты “Степная правда” на Кояндинской ярмарке составила и выпустила специальное издание “Ярмарочный вестник”. Его выпуском занимался известный русский писатель Николай Иванович Анов (1891-1980 гг.). Тираж вестника составлял всего 100 экземпляров, которые быстро расходились. Чтобы познакомить 10тысячную (а иногда и большую) массу казахских трудящихся с новостями печатного органа, Н.А. Анов предложил выпускать вестник в устной форме. Делалось это так: работники красной юрты переводили каждый номер на казахский язык. Акын-импровизатор Иса Байзаков в стихах доводил до слушателей содержание новостей.
На Кояндинской ярмарке проводилась традиционная скачка всадников, которые упорно боролись за 2 почетных приза — имени Максима Горького и Демьяна Бедного. Об этом зрелище Николай Анов написал статью «На Кояндинской ярмарке», которая была опубликована в 8 номере московского журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент» в 1925 году. Свои впечатления о посещении этого торгового центра Н. Н. Анов использовал потом в книге воспоминаний «На литературных перекрестках» и романе «Крылья песни».
В 1927 году оборот Кояндинской ярмарки составил 1 миллион 621 тысячу рублей. Было продано 61445 голов овец. Участвовали представители частных фирм и кооперативов из Сибири, Урала, Украины, Москвы, Казани, Узбекистана, Китая и Монголии.
В 1928 году на ярмарке начала действовать первая в этих краях кинопередвижка. При народном доме работала библиотека с читальным залом. В 1928 году библиотекой пользовались около 40 казахов и 30 русских, в читальне побывало до 3300 человек. На ярмарке была организована детская площадка для детей казахской бедноты. Средняя посещаемость площадки составляла 25 детей в сутки.
В 20ых годах прошлого века ярмарка стала культурной сценой Сарыарки. Сюда подтянулись знаменитые люди казахского народа: бывала на ней певица, народный композитор Майра Шамсутдинова, певцы Амре Кашаубаев, Жусупбек Елебеков, Кали Байжанов, режиссер-драматург Шумат Шанин, борец Хаджымукан Мунайтпасов, актер Калыбек Куанышбаев, фокусники и акробаты З. Кульсеитов, О. Абдиев (Кара Омар), а также артисты цирка, певцы, борцы из России, Японии, Китая. Ярмарку посещал известный поэт Павел Васильев, который в своем стихотворении «Ярмарка в Кояндах (Куяндах) показал необычный размах народных торжеств в долине Талды.
В 1930 г. советская власть закрыла Кояндинскую ярмарку. Торговые ряды были разобраны и переданы создаваемым колхозам. На её месте появился совхоз «Кояндинский».
В заключение можно сказать, что Кояндинская Ярмарка — одна из светлых страниц в истории Казахстана и его культуры.
P. S. Потомки Варнавы Ботова сегодня живут в городе Караганда.

(ред. Н Головлёва)

Серик Имантаевич Джаксыбаев, почетный гражданин Экибастуза

Теги: о городе
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!


Мирон сегодня в 07:18
Энергетик 17 февраля 2017 в 23:06
Гульнар 16 февраля 2017 в 21:21
Жадыра 15 февраля 2017 в 20:04
Абонент 15 февраля 2017 в 14:46
Алекс 14 февраля 2017 в 23:02
Ди 14 февраля 2017 в 12:57
Дмитрий 13 февраля 2017 в 20:33
Мират 13 февраля 2017 в 09:26
рафия 10 февраля 2017 в 17:56
Нурик 9 февраля 2017 в 22:09
Гульдана 9 февраля 2017 в 18:12
Пушпак А 6 февраля 2017 в 20:52
Gulnara 6 февраля 2017 в 16:53
Гулия 4 февраля 2017 в 17:36
Жаслан 2 февраля 2017 в 14:53
Дастан 31 января 2017 в 21:19
Юрий и Карлыгаш 31 января 2017 в 20:22
Mira 31 января 2017 в 17:09
askhat 31 января 2017 в 09:18